Вторник, 24.10.2017, 08:39
Сайт Малухи Натальи Петровны,
учителя-словесника
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок русского языка в 8 классе

Тема: «Повторим орфографию! Правописание корней».

Цели урока:

1)
систематизировать знания по теме «Правописание корней с чередующимися  гласными»;

2) развивать логическое мышление, умение подбирать аргументы;

3) учить школьников культуре речи;

4) воспитывать интерес к родному.

 

 Задача: вспомнить
виды этих орфограмм и правила, определяющие их написание.

Оборудование:
презентация, проектор, компьютеры, раздаточный материал,
таблицы по теме.

 

ХОД УРОКА

Ι.
Организационный момент.

     
Сегодняшний урок-практикум будет по теме «Повторим орфограммы
корня». Вот уже который год мы занимаемся правописанием корней, но по-прежнему
остаётся самой распространённой ошибкой учащихся – правописание гласных и
согласных в корнях слов.

             Назовите виды орфограмм, которые мы
будем повторять на сегодняшнем уроке.

 Цель
нашего урока
– активизировать знания правописания гласных и согласных в
корнях слов, умение объяснить выбор нужных букв. Но необычность сегодняшнего
урока состоит в том, что мы будем использовать в качестве рабочего материала
строки из произведений удивительного русского писателя – И.С. Тургенева,  190 летие которого мы отмечаем в этом году.

       Две недели назад мы ездили всем классом
в усадьбу писателя,   Спасское - Лутовиново.
Это место создания его произведений, место непосредственной творческой работы.
Вы, ребята, на себе ощутили необыкновенную атмосферу дома, окрестностей
Спасского, заинтересовались творчеством И.С. Тургенева.

      Произнеся слова «русский язык», «Тургенев»,
нельзя не вспомнить известное стихотворение в прозе:

   Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне
поддержка и опора, о в...ликий,
м...гучий
, пр...вдивый и св..бодный русский язык! Не будь тебя –
как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя
верить, чтобы такой язык не был дан в...ликому
народу!

                                                                                                            
(И.С. Тургенев.)

 

(На доске спроецирован
текст стихотворения в прозе  И.С
Тургенева «Русский язык».)

 

ΙΙ. Практикум.

Задание №1.

- Каким
представляется автору русский язык? А как называет Тургенев носителей такого
языка?

- В какой
морфеме пропущены орфограммы в выделенных словах? Вставьте нужные буквы.        

- Какие
правила вы применили, чтобы написать правильно слова?

 

  
И.С. Тургенев написал много разных рассказов, повестей, романов, создал
новый         литературный жанр – стихи в
прозе.

 Давайте познакомимся с отрывком из
повести  «Дневник лишнего человека».

Прочитайте
выразительно текст:

    
Роща с одной стороны к..нчалась довольно высоким и крутым обрывом; внизу
т...кла извилистая речка, а за ней на необозримое пространство т...нулись, то
сл...гка вздымаясь как волны, то широко расст...лаясь скат...ртью,
беск...нечные луга, кой-где перерезанные оврагами... Мы вышли, ост...новились,
и оба невольно прищурили глаза: прямо против нас, среди раск...лённого тумана,
с..дилось б...гровое, огромное сол...це. Полнеба разг...ралось и рдело; красные
лучи били всколь...ь по лугам, бр...сая алый отбл..ск даже на т...нистую
стор...ну оврагов, л...жились ...гнистым св...нцом по речке, там, где она не
спряталась под нави...шие кусты, и словно уп...рались в гру...ь обрыву и роще.
Мы ст...яли, облитые г...рячим с...янием.

                                                                                        
(И.С. Тургенев.)

 

 

Такие картины природы – не
редкость в нашей Орловской области. Но не каждый сможет выразить словами то,
что видит и чувствует.

 Какие художественные средства использует
Тургенев в данном тексте? (Например, эпитеты - «извилистая речка», «бесконечные
луга», «нависшие кусты»; метафоры - «в грудь обрыва», «облитые сиянием»,
«полнеба разгоралось»; олицетворения - «садилось солнце», «лучи били,
ложились», «речка не спряталась»; сравнения - «вздымаясь как волны»,
«расстилаясь скатертью», «ложились огнистым свинцом» и другие).

-  Какую роль они играют в тексте?

 

Задание№2.

Выпишите слова с пропущенными буквами в
корне, распределяя их по видам орфограмм:

n          
безударные гласные, проверяемые ударением;

n          
с чередующимися гласными;

n          
непроверяемые гласные и согласные;

n          
непроизносимые согласные;

n          
сомнительные согласные.

 

Проверка домашнего задания.

    Дома вы должны были работать с
произведениями И.С. Тургенева разных жанров, выписывая из них слова с
орфограммой в корне слова, распределяя их по группам (как мы делали в
задании  предыдущем).

 Все справились с этим заданием? Были ли какие
у вас трудности при его выполнении ?

(Несколько работ зачитать. Учитель собирает
карточки с выполненными работами учащихся.)

 

          Задание №3.

Работа с сигнальными карточками.

Я буду называть словосочетания, которые взяты из
«Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева, а также из ваших карточек. Если в корне
с чередованием пишется а, поднимаете
красную карточку, если о – зелёную ( если и- красную, е -
зелёную).

 

   1) Роща озарялась, загорались
золотом,  поклонился низёхонько,
прикоснулась к лицу, пожаром зари, возложил на могилу, загоревшихся глаз,
поочерёдно склонялись, растворённая жалостью;

2) проклинать отца, в умиравшее пламя, расстилается скатертью,
блестевшее от слёз, подпираясь палкой, разбирает жалость.

       

Какие правила вы применяли?

 

                          Задание
№4.

          Работа со словарём.

  
В этом году на уроке литературы мы будем изучать с вами повесть «Ася».

Вам встретится такое предложение:
«Испещрённое звёздами небо всё шевелилось двигалось содр...галось.» (Знаки препинания не проставлены.)

  Каково лексическое значение слова испещрённое
?

Из словаря Ушакова:

       испещрённое (книжное) – страдательное
причастие прошедшего времени, от испещрить (усеять точками, метками, множеством
мелких пятен, сделать совершенно пёстрым).

  
Составьте с этим словом предложение, употребив хотя бы одно слово с
чередующейся гласной в корне.

                (Предложения зачитываются.)

 

  Индивидуальная работа учащихся
с компьютером.

Вызвать 3-х учащихся для работы с компьютером.

 

Задание 4.1. Прочитайте
текст, спишите его, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

1)Глядя
кругом слушая вспом...ная я вдруг почу...ствовал тайное бес- п...койство на
сер..це ... поднял глаза к небу – но и в небе не было п...коя: исп...щрённое
звёздами оно всё шев...лилось двигалось содр...галось; я скл...нился к р..ке
... но и там, и в этой тёмной х...лодной глуб...не, тоже к...лыхались др..жали
звёзды; тр..вожное ож...вление мне ч...дилось повсюду – и тревога р..сла во мне
самом. 2) Я обл...котился на край ло...ки...3) Ш..пот ветра в моих ушах тихое
журч...нье воды за к..рмою меня раздр...жали и свежее дыханье в..лны не
охл...ждало меня; сол...вей запел на берегу и зар...зил меня сладким ядом
св..их звуков. (И.С. Тургенев.)

 

Задание 4.2. Прочитайте
текст.

1)Глядя
кругом слушая вспом...ная я вдруг почу...ствовал тайное бес- п...койство на
сер..це ... поднял глаза к небу – но и в небе не было п...коя: исп...щрённое
звёздами оно всё шев...лилось двигалось содр...галось; я скл...нился к р..ке
... но и там, и в этой тёмной х...лодной глуб...не, тоже к...лыхались др..жали
звёзды; тр..вожное ож...вление мне ч...дилось повсюду – и тревога р..сла во мне
самом. 2) Я обл...котился на край ло...ки...3) Ш..пот ветра в моих ушах тихое
журч...нье воды за к..рмою меня раздр...жали и свежее дыханье в..лны не
охл...ждало меня; сол...вей запел на берегу и зар...зил меня сладким ядом
св..их звуков. (И.С. Тургенев.)

Ответьте
да
или нет.

3.     
В первом предложении есть деепричастный оборот.

4.     
В первом предложении 7 грамматических основ.

5.     
Второе предложение двусоставное.

6.     
В третьем есть составное глагольное сказуемое.

7.     
В тексте есть слова с чередующимися гласными в
корне.

8.     
Глагол облокотился соответствует
схеме: ¬ ^ ^ + ^.

9.     
Слова
раздр...жали и содр...галось (из текста) являются однокоренными.
                     

 

В то время, когда 3 ученика работают за компьютерами, продолжается
работа с классом.

              Задание №5.

 Вы обратили внимание на то, что знаки
препинания в предложении не проставлены. Объясните пунктограммы в этом
предложении и  пропущенные орфограммы.

В тексте есть слова содрагалось
и дрожать. Являются ли они однокоренными? Почему? (Слова, близкие
по звучанию, но совершенно разные по значению и написанию называются паронимами.)

 
Иногда паронимы путают с однокоренными словами и, следовательно, делают
ошибки в написании, так как неверно подбирают проверочные слова.

                   

                   Задание №6.

Самостоятельная работа с учебником ( взаимопроверка).

 Проверьте себя, умеете ли вы отличать
родственные слова от паронимов. Выполните упражнение
101
на с. 49. (Разбираются 8 пар слов.) Выполните морфемный разбор слова выжидательный.

 

(После этого задания учащиеся, которые индивидуально работали,
присоединяются ко всему классу, а учитель проверяет работу учащихся, работавших
за компьютерами.)

 

                         Задание
№7.

Творческие задания.

        №1.

 Посмотрите на карточки-схемы (карточки спроецированы на доске):

 

¬  о/а ^  + ;   ¬  е/и ^   + ;  ¬  раст +  ; ¬ 
о/а ^   +
.   

Подберите к
данным схемам слова и составьте с двумя из них предложение.

         №2

 Массу впечатлений вы получили от поездки в
Спасское - Лутовиново, особенно запомнился вам парк. С детства манил парк
писателя своими запутанными извилистыми тропинками, полянами, заросшими
лютиками, незабудками и земляникой, тенистыми липовыми аллеями и укромными
потаёнными уголками. Сейчас вам предстоит 
на несколько минут мысленно оказаться в том замечательном уголке.

 Напишите
мини- сочинение на тему «Осень в Спасском»,
используя слова с разными
видами орфограмм в корне. Может быть, вам помогут записанные на доске слова
(эти слова ещё и спроецированы) :

  зам...рать,
грус..ный, т...ж..лый, з..рница, зад..ржать, чу..ствовать, ш..рох, ал..ея,
ж..лудь, п..чально, ро..кое, к...снуться, пап..р..тник, ц..корий, б...гровый,
ш..лковый. беск....нечно.

 

(Один учащийся работает у доски. Он
вставляет пропущенные буквы и  объясняет
выбор орфограммы.)

Две работы зачитать в классе.

 

ΙΙΙ.
Подведение итогов урока.

 

Итак, над
какими видами орфограмм вы сегодня работали?

Ещё раз
обратимся к словам нашего классика – И.С. Тургенева. Только «великому народу»
может принадлежать такой «великий» язык! И вы всегда должны помнить о том, что
нам с вами, как носителям великого русского языка, нельзя допускать ошибки при
правописании гласных и согласных в корнях слов.

   Всем спасибо за участие в сегодняшнем уроке!


Презентация к уроку

Форма входа

Copyright Малуха Наталья Петровна, г.Ливны © 2017 24 8

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на maluha-np.moy.su обязательна.

Используются технологии uCoz