Вторник, 24.10.2017, 08:40
Сайт Малухи Натальи Петровны,
учителя-словесника
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».

 

Цели урока:

Ø     
развитие умения определять наклонение, типы
наклонений, грамматическую форму глагола, умения употреблять глагол в речи,
видеть изобразительно-выразительную функцию глагола в тексте;

Ø     
развитие логического мышления (умение
анализировать, сопоставлять языковые явления, вычленять главное в контексте),
творческого уровня;

Ø  
воспитание любви к природе, чувства прекрасного.

Тип урока: урок объяснения нового
материала в форме урока-игры.

 Оборудование: презентация, проектор, листы формата А 4 с лингвистической сказкой,
раздаточный материал (задания), жетоны с изображением солнышка.

 

ХОД УРОКА


Ребята,

Сегодня у нас много гостей на уроке, мы рады им, будем стараться
работать хорошо, активно, творчески. Пожелаем себе успехов!

Итак, продолжаем разговор об интересной и сложной самостоятельной части
речи – о глаголе.

 

Ι. Объяснение новой темы.


Ребята, а вы хорошо знаете глагол? Были в его царстве? Давайте отправимся
в сказочное королевство Всяческих действий, где  правит многоликий и энергичный король Глагол I.  Но что-то дверь не открывается… Что такое?
Сам король Глагол обратился к нам с приветствием. Прочитаем его.  (по щелчку)

 

1.Что нам предлагает король? (поговорить о любимых его глаголах) А
что вы знаете о глаголе? Расскажите об этой части речи, используя данные
глаголы из приветствия.


Молодцы, хорошо знаете эту часть речи. Пройдемте в королевство
Глагола.

Нас гостеприимно встречают его жители, важные люди - сыновья Короля.
Послушаем о них.


2. Чтение лингвистической сказки.

 

Лингвистическая сказка.

У Глагола Ι было 3 сына с
совершенно разными характерами.

Старший был
самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом
деле, происходило или будет происходить. Средний был мечтатель, романтик и
фантазер. Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, умеющий только
приказывать. Поучать и побуждать к действию.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в
нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

Девизом жизни
всех горожан первого города, в котором правил старший брат, были слова: "Было!
Есть! Будет!”

У среднего брата мечтательные жители существовали под девизом: "Если бы,
да кабы!”

Обитатели
третьего города подчинялись девизу: "Так точно! Будет сделано!”

Каждый год
сыновья отчитывались перед королём о своей работе. На вопрос короля, как они
заботятся о своих жителях, старший отвечал: «Помогал, помогаю, буду помогать!»
Средний вздыхал: «Помогал бы…» И тут же выдвигал свои условия. А последний сын
приводил своих подчинённых и давал им приказы: «Помогай! Помогайте! »

 

3. Вот какие разные и интересные правители городов. Выпишем из сказки
глаголы, с помощью которых отчитывались сыновья перед королем:


(Слайд: помогал, помогаю, буду помогать,
помогал бы, помогай, помогайте).

Поставим к ним вопросы. Чем отличаются эти глаголы?

Действительно, глаголы стоят в разной форме, отличаются и по смыслу.
Одни из них обозначают время прошедшее, настоящее, будущее, другие желаемое при
определенных условиях, или выражают просьбу, приказ. И сегодня на уроке мы и
познакомимся с новой грамматической категорией глагола – наклонением, которая
выражает отношение действия к действительности. Узнаем типы наклонений глагола,
поучимся употреблять глаголы в речи.

Запишем тему урока.


4. Познакомимся с видами наклонения. 
Запишем: изъявительное, условное, повелительное. Объясните, как вы
понимаете  смысл названий
наклонений?  Какое отношение к действительности
обозначает изъявительное наклонение? Условное?


5. Обратимся к учебнику. Откройте §83 на стр. 201 и прочитайте
правило. Мы были правы в своих догадках?


6. Продолжим
наше путешествие? В королевстве нас ждут глаголы разных наклонений. Смотрите,
навстречу вышел сам хозяин… Глагол Ι
очень любит природу и поэзию, сейчас он наслаждается красотой весны и читает
стихотворение. Давайте послушаем это стихотворение:


7. Чтение стихотворения. Какое настроение у вас вызвало
стихотворение? Действительно, как незаметно, 
не спеша,  апрель украшает
природу, как она трогает наши чувства. И все это делает поэзия. Узнали, кто
автор этого поэтического шедевра?


8. Слайды о Бунине.


9. Поэзия созвучна живописи. Посмотрите, как изображен апрель на
картине «Половодье». Чье это произведение?

 Что объединяет два
произведения?


10. Итак,
определим тему стихотворения И.А. Бунина. (Весна.
Приход Весны. Весеннее половодье. Обновление весны).
Назовите ключевые
слова. Показывающие движение весны, ее обновление. Какой они части речи? Какую
роль выполняют глаголы в тексте? Какое средство художественной выразительности
преобладает в этих сочетаниях? (Олицетворение).
С какой целью его используют поэты? (Ол.
делают нашу речь богаче и выразительнее, а мир интересней.
) Это любимое
средство выразительности нашего героя Глагола
Ι
.

Выпишем эти
слова.

 

11. Работа с орфограммами в глаголе. Правильно вставьте
пропущенные буквы в безударное личное окончание глагола. Поможет вам таблица.


12. Какие из выписанных глаголов меньше встречаются в речи? Работа
со  словом млеть. 


Выписать синоним к слову млеть (томиться).

13. Устали? Наш король глагол и это предусмотрел. Подвигаемся? Тем
более, что весна к этому располагает. 

14. Отдохнули и за работу. 

Задание: выпишите только предложения с
глаголами в изъявительном наклонении, определите время глаголов (категорию
времени записывайте в скобках), не забудьте вставить пропущенные буквы и
подчеркнуть.

 

·       
Пр...слонись ухом к бархатистому стволу
берёзы.

·       
С важным потрескиванием лопают(ть)ся почки в
берёзовой роще.

·       
И упорный ветер с юга вх…дил бы медленно и
туго в почерневшие сады.

·       
Дог…рает апрельский светлый вечер, по лугам
холодный сумрак расст…лается.

·       
Да слёзы пр…льют разве тучи, над степью плывя
в небесах.

 

15. Проверьте свое выполнение задания. У всех правильно? 

16.  Итак, наше путешествие
подходит к концу. Ответим Королю глаголу?

Проверим себя?  Хорошо
ли мы усвоили тему?

Задание: учитель читает известные стихотворные строки, учащиеся вставляют
подходящие по смыслу глаголы и поднимают жёлтое солнышко только в том
случае,  если глагол стоит в
изъявительном наклонении.

- Молодцы!
Вам понравились эти стихотворные строки?

17. Дом задание.


Молодцы, вы все
сегодня активно работали на уроке, ваши ответы мне понравились, мне было
приятно с вами работать.  Всем большое
спасибо! Примите гостинцы от Глагола І.

 

18. Как бы вы оценили  свою
работу на уроке? Поблагодарим нашего короля? Подарим ему свои солнышки за его
гостеприимство.


Презентация к уроку

Форма входа

Copyright Малуха Наталья Петровна, г.Ливны © 2017 24 8

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на maluha-np.moy.su обязательна.

Используются технологии uCoz