Четверг, 24.07.2014, 14:39
Сайт Малухи Натальи Петровны,
учителя-словесника
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0

Урок русского языка в 5 классе

 

Тема: «Правописание о-а в корнях  -ГОР- - -ГАР-, -ЗОР- - -ЗАР-»

 

 

Цели урока: 

  обучающие:

        
познакомить учащихся с правилом правописания о-а
в корнях с чередованием;

        
учить правильно обозначать орфограмму;

        
повторить правописание букв о–а в корнях с
чередованием -лаг- - -лож-, -кас- - -кос-, -раст- (-ращ-), (-рос-);

        
безударных гласных корня; 

        
повторить пунктуацию в сложносочиненном
предложении;

развивающие:


  • развивать внимание, память, логическое мышление,
    умение сравнивать;

воспитательные:


  • вызвать интерес к русскому языку.

 

Тип урока: урок изучения
нового материала по орфографии.

Форма урока: урок-игра.

Оборудование: компьютер,
проектор, таблица обозначения орфограмм, листы формата

А 4 со словами, технологическая карта урока, карточка
эмоционального состояния.

 

Ход урока.

 1.
Слово учителя.

 

 

 Ребята,
на сегодняшнем уроке мы продолжим с вами изучение темы «Правописание

 корней
с чередующимися гласными». Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему

 урока «Правописание о-а в корнях  -ГОР- - -ГАР-, -ЗОР- - -ЗАР-». 

 

   Урок у нас сегодня
необычный: нас приглашает к себе в гости королева Орфография. Но у неё есть
одно условие: она хочет узнать, насколько хорошо вы усвоили ранее изученный
материал по теме «Правописание корней с чередующимися гласными». Для этого она
приготовила разные интересные задания.

- Кто хочет отправиться в гости к королеве
Орфография? Тогда вперёд!

 

2. Проверка
домашнего задания. 

       3. Первое задание королевы.

1.     Какие
корни с чередующимися гласными мы изучили?

2.     Назовите
корни, написание гласной в которых зависит от суффикса а.

3.     От
чего зависит выбор гласной в корне с чередованием -раст-

      (-ращ-), -рос-?  

4.     Дома
вы подбирали пословицы, имеющие слова с данными корнями. Назовите слово, в
корне которого есть чередующаяся гласная, объясните написание.

(Оцените домашнюю работу в рабочей карте урока).

 

       
4. Индивидуальная работа по карточке. 

 

       Задание: распределить слова в две
колонки в зависимости от способа проверки корневой гласной.

Прикосновение, положение, росток,
касание,  предлагать, выращенный,
приросла, возрастной
.

Какое фонетическое явление представлено в этих словах?

 По какому
принципу распределены слова? 

 

5. Изучение нового материала.

 В
русском языке есть другая группа корней. И цель нашего сегодняшнего урока
-  узнать,

 от
чего в них зависит выбор гласной и дополнить таблицу «Правописание о - а в
корнях с

 чередованием». 

6. Инсценировка
лингвистической сказки Л. Туминой. (Приложение №2)

               О каких корнях идет речь в
данной сказке?

 Надеюсь,
вы поняли, какое орфографическое правило зашифровано в прослушанной

 сказке?
Если затрудняетесь ответить, обратите внимание на слайд.   

          От чего зависит написание гласной в
корнях -ГОР- - -ГАР-, -ЗОР- - -ЗАР-? (Работа со слайдом)

             Подчиняется ли этому правилу слово
зоревать? Как мы его назовем?    

            Как обозначить орфограмму,
посмотрите в практике на странице 197. Эта орфограмма представлена и на доске.

 

7.
Закрепление изученного.

 

Королева Орфография больше никогда не путала своих
пажей. Она стала собирать слова с этими корнями в волшебные ларцы. Однажды
слова рассыпались. Давайте поможем королеве распределить слова в зависимости от
написания корневой гласной.

 

8. Распределительный
диктант.

В первую колонку запишите слова с гласной О, во
вторую с гласной А. Условия выбора орфограммы обозначьте.

Оз..ренность,
г..рение,  з..ревать, возг..рается,
наг..рит, з..рничный, огарок, разгар, г..реть, зорька, з..ревой.

- Какие слова вы записали
в первую колонку? (Горение, зоревать,    возгорается, нагорит, гореть, зорька).      

Прочитайте слова второй
колонки. (Озаренность, зарничный, огарок, разгар,
заревой).

 

Слово учителя.  

У королевы Орфографии братья-близнецы
-ГОР- и -ГАР- жили в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была
нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора
спокойствию братьев и решили разрушить их покой.

 Мы твои истинные братья, - нашептывали они
корню -ГОР-. Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды
и тру­диться умеем не хуже. Вот смотри: горевать, горец. Бери нас
в свою семью, а корень

-ГАР-
гони подальше.

Засомневался
корень -ГОР-, и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!),
и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

Помогите корню
-ГОР-!     

Можем ли мы слова горевать, горец, загореть назвать
однокоренными? Почему?

      Как называются корни в этих
словах?

Какое орфографическое правило
необходимо использо­вать, когда в предложении встречаются корни-чужаки,
как в словах «горевать»,
«горец»?

Какое основное значение имеет корень
-ГОР- с чередующейся гласной? (Поддаваться огню, уничтожаться огнем).


9. Игра «Найди лишнее слово». На разных стенах кабинета висят
листы со словами:

 выгореть,
горит, подгореть, горестный, разгорается
.

               

У королевы Орфографии любят пажи-близнецы
играть в игру «Корректор». Она предлагает и вам в нее сыграть. Слово корректор
– словарное. Запишите его.


Что обозначает данное слово? (Сверить
по  толковому словарю Ожегова.)

Придумайте с этим словом
предложение  и запишите его.

Какими качествами должен обладать
корректор? Будьте внимательными!


10. Игра «Корректор» (взаимопроверка).

 Задание. Исправьте ошибки. Первое предложение выпишите в тетрадь, сделайте его
синтаксический разбор.

Догорала
румяная зоря и на землю легли вечерние тени4. Вдруг все озорилось
мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца
озорена гладь моря.

 

          Во втором предложении найдите слово,
в котором звуков больше, чем букв. (Сиянием).

Обменяйтесь работами, проверьте написанное по
образцу. 

(Обменяйтесь рабочими картами, поставьте отметки).

                 

А сейчас, чтобы
порадовать королеву Орфографии, давайте покажем ей свои творческие способности.

11. Сочинение –
миниатюра. 

Используя данные
словосочетания, напишите сочинение – миниатюру на тему «Утренняя заря».

Тихо разгоралась,
утренняя заря, озарились светом, 
коснулся крыш, загорелись на сугробах.

              

Королева
Орфография хочет проверить ваши знания. Она предлагает выполнить вам тест.

 

12. Выполнение теста (взаимопроверка)

            Тест
«Чередующиеся гласные в корне слова».

 

А1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся
гласная корня?

1)
г..ревать, з..ревать, заг..реться    3)
ск..сить, прир..щу, з..рька

2) заг..р,
з..рница, предл..гать         4) предл..жение,
г..ристый, прик ..снусь.                                                                                              

А2. В
каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а?

1)
з..ревой, наг..р                                        3) уг..реть, пол..г

2)
приг..реть, оз..ренный                          
4) прор..сти, р..сток

А3. В каком варианте
ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется о?

 На разг(1)рающейся з(2)ре края высоких облаков
г(3)рят розовым светом.

1)
1, 2, 3                                             3)
 2,3

      2)
1,2                                                 
4) 1,3

А4. В каком предложении
есть слово с орфограммой «Буквы о-а в корнях -гор- - -гар-»?

1)
Ты возг..рдился после победы..

2)
Дети катались с г..ры.

      3) Утром
солнце разг..ралось медленно.

 

 

(Оцените работу в рабочей карте урока).


 13. Домашнее
задание.
Сочинить лингвистическую сказку о корнях  -гор- - -гар-, -зар- - -зор- или придумать диктант с
изученной орфограммой. Задание по выбору учащихся. §51 выучить.

14. Подведение итогов.


Наше путешествие подошло к концу.
Сегодня мы побывали в гостях у королевы Орфографии. Вы хорошо справились с
заданиями королевы,  побывали в роли
исследователей русского языка и показали хорошие знания.

Поставьте себе итоговую
отметку в рабочую карту урока.

- Что мы узнали нового на сегодняшнем
уроке?

- Что вызвало затруднения?

- Над чем ещё надо поработать?

  Учащиеся сдают
рабочие карты урока.

        Рефлексия.
Изобрази настроение.  

Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы покидаете волшебный
замок королевы Орфографии. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с
улыбающимся личиком, второй- с безразличным выражением лица, третий – с
грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему
эмоциональному состоянию в настоящий момент.

     

   Всем спасибо за урок! 

Презентация к уроку

Форма входа

Copyright Малуха Наталья Петровна, г.Ливны © 2014 24 14

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на maluha-np.moy.su обязательна.

Используются технологии uCoz