Вторник, 24.10.2017, 08:38
Сайт Малухи Натальи Петровны,
учителя-словесника
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Спецкурс «Говоры Ливенского района»

для учащихся 5-х и 6-х классов

34 часа

Цель спецкурсаповысить лингвистическую компетенцию учащихся, привлечь детей к самостоятельной исследовательской деятельности, заинтересовать своей работой, которая способствует не только повышению грамотности учащихся, но также духовному, патриотическому воспитанию личности, осознающей связи поколений через язык.

Программа состоит из нескольких разделов.

І раздел. Говоры в системе национального языка. (13 часов)

Здесь надо говорить о месте диалектологии в ряду лингвистических дисциплин, об истории формирования диалектов в русском языке; знакомиться с современными словарями говоров русского языка; особая роль должна отводиться «Словарю живого великорусского языка» В.И. Даля.

ІІ раздел. Особенности говоров Орловской области .(14 часов)

Раздел включает в себя знакомство с фонетическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими особенностями говоров.    

Особая роль отводится практической работе и лексикографической.

Практическая работа – анализ самостоятельной работы с информантами.

Лексикографическая – обработка собранного материала. Составление картотеки диалектных слов для словаря «Говоры Ливенского района».

ІІІ раздел. Работа с художественными текстами с точки зрения диалектного материала. (7 часов)

Литература для изучения речи родного края следующих писателей:

И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева и т.д.

Хочется также отметить материалы книг «Отпела лебёдушка», «Народные песни Орловского края», записанные Р.А. Масленниковой.

1)     Из русского свадебного обряда можно привести такие примеры диалектных слов.

Когда молодые отъезжали к венцу, то исполнялась такая песня:

Полевая наша ягодка,

Дорогая наша гостинька,

Погостюй у нас манёхонько,

На дворе у нас тихохонько.

 

После этой песни к крёстным и родителям невесты дружка (свидетель) обращался с такими словами:

Батюшка посажёный,

Матушка посажёная,

Батюшка порожёный, (породивший)

Матушка  порожёная, (породившая)

Благословите дружку

Коней обойти.

 

2)     Из подблюдных песен приведём пример:

У дежи посижу, пятернёй повожу.

Ещё посижу, ещё повожу.

 

3)     Из семицко-троицкого обряда.

Девушки должны были кидать венки, которые они сплели из полевых цветов, в реку. И если у какой-нибудь девушки венок тонул, она должна была исполнить такую песню (отрывок):

Эх, не уговаривайте вы, подружки,

Эх, не уговаривайте вы, сестрицы,

Пойду утоплюсь,

В реке ухожусь.

 

          Огромный интерес представляет обрядовая лексика. Изучая, собирая сведения о народных праздниках. Можно найти богатейший материал для исследовательской работы, пополнить примерами словарь «Говоры Ливенского района».

          Город Ливны небольшой, но имеет свою интересную многовековую историю и культуру,  поэтому необходимо предусмотреть часы для посещения Ливенского краеведческого музея, музея МОУ лицей им. С.Н. Булгакова и, по возможности, Орловского краеведческого музея.

 

 

Программа краеведческого кружка «Говоры Ливенского района»

 

1.      Цели и задачи изучения русских говоров Ливенского района. (1 час)

2.      Диалектология как наука о языке. (1 час)

3.      Сопоставление говоров и литературного языка. Знакомство с современными словарями говоров. (2 часа)

4.      В.И. Даль – крупнейший учёный-диалектолог.  «Толковый словарь живого великорусского языка». (1 час)

5.      «Пословицы русского народа» В.И. Даля как источник диалектологических исследований. (1 час)

6.      «В глубь времён». (Работа с материалами книги Фёдора Ковалёва «Ливны»). (2 часа)

7.     Орфоэпические особенности диалектов. (4 часа)

Практическая работа.  (Анализ самостоятельной работы с информантами).

                       Лексикографическая работа. (Обработка собранного материала.          

                        Составление картотеки диалектных слов для школьного словаря

                                «Говоры Ливенского района»).

8. Морфологические особенности диалектов. (4 часа)

Практическая работа.  (Анализ самостоятельной работы с информантами).

Лексикографическая работа. (Обработка собранного материала. Составление картотеки диалектных слов для школьного словаря «Говоры Ливенского района).

9. Особенности диалектов в области синтаксиса. (4 часа)

Практическая работа.  (Анализ самостоятельной работы с информантами).

Лексикографическая работа. (Обработка собранного материала. Составление картотеки диалектных слов для школьного словаря «Говоры Ливенского района).

10. Особенности диалектов в области лексики. (4 часа)

Практическая работа.  (Анализ самостоятельной работы с информантами).

Лексикографическая работа. (Обработка собранного материала. Составление картотеки диалектных слов для школьного словаря «Говоры Ливенского района).

11. Работа с художественным текстом с точки зрения диалектного материала. (3 часа)

12. Основы самостоятельной работы по диалектологии. (4 часа)

                          13. Поход в Ливенский краеведческий музей. (1 час)

                          14. Знакомство с диалектной лексикой, связанной с названиями    

                           экспонатов, представленных в музее МОУ лицей им. С.Н. Булгакова.

                           (1 час)

                            15. Выставка материалов, собранных в ходе краеведческой работы.

                                    (1 час)

Литература

1)    Аванесов Р. И. Очерки русской диалектологии: Учеб. пособие / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1949. — Ч. 1.

2)     Букринская И.А., Кармакова О.Е. Названия крестьянского жилища в русских говорах. Приложение к «Первому сентября». Русский язык. №12, 2002.

3)     Булатова Л.Н., Касаткин Л.Л., Строганова Т.Ю. О русских народных говорах. М.; Просвещение, 1995.

4)     Высотский С.С. Фонемный состав слова как основа для изучения звукового строя говора / Экспериментально-фонетические исследования в русской диалектологии. М., 1974.

5)     Гольдин В.Е. Об отражении современных условий бытования говоров в строении отдельных лексико-семантических групп / Язык и общество. Саратов, 1967.

6)     Даль В.И. О наречиях русского языка / Даль В.И. Словарь живого великорусского языка, т.1.

7)     Жуковская Э.В., Дмитриева С.В. Что дают картотеки областных словарей для работы по ЛАРНГ / Лексический атлас русских народных говоров (материалы и исследования). 1995. СПб., 1998.

8)     Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. М., 1970.

9)     Иванов В.В. Русские народные говоры. М., 1956.

10) Корнев А.И. Б.А. Ларин и русская диалектология / Вопросы теории и истории языка. Л., 1969.

11) Котков С.И. Из истории изучения Орловских говоров / Ученые записки Орловского педагогического института. , 7 т., Орёл, 1952.

12) Макеев А.Ф.  Краеведение на уроках русского языка. Газета «Русский язык в школе»; №3.1991 и №2, 1995.

13) Мещерский Н.А.Русская диалектология. / Под ред.– М.: Высш. шк., 1972.– 302 с.

14) Обнорский С.И. Очерки по морфологии русского глагола. М.-Л., 1953.

15) Тынянов Ю.А. Русские говоры и народные традиции. Приложение к «Первому сентября». Русский язык. №9, 2000.

16) Филин Ф.П. Исследование о лексике русских говоров / Труды Института языка и мышления АН СССР. 1936, т. 6.

17) Янцер И.А. Газета «Русский язык в школе». №27-28, 2003.

 

Словари

1)        Словарь современного русского литературного языка в 17 томах (Большой академический словарь)/ Под ред. В. И. Чернышева: Издательство Академии Наук СССР; 1950-1965.

2)        Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. — М., 1978 (репринт изд. 1880—1884).

3)        Словарь Орловских говоров. Учебное пособие – Ярославль: ЯГПИ им. Ушинского; 1998.

4)        Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова; 1994 г.

5)       Энциклопедический словарь юного филолога – М: «Аванта»; 1998.

Форма входа

Copyright Малуха Наталья Петровна, г.Ливны © 2017 24 8

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на maluha-np.moy.su обязательна.

Используются технологии uCoz