Вторник, 24.10.2017, 08:42
Сайт Малухи Натальи Петровны,
учителя-словесника
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ΙΙ этап 

Исследование устной речи учащихся

Таблица наиболее частых нарушений норм русского литературного языка

в устной речи учащихся.

 

Нормы

Особенности норм

Нарушения в речи школьников

Примеры

Орфоэпические

Произношение звуков, постановка ударения

Небрежность речи

 

1)  в[а]бще -  вместо 2х гласных произносится 1

2) раз[г]овор - [г] взрывной

произносится как [г] фрикативный

3) коне[ч]о

Грамматические

Выбор морфологической формы слова

Нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

1) Из-за тучи выглянула солнце.

2) Заместо Сергея сегодня дежурит Андрей.

 

 

Лексические и стилистические

Правильное словоупотребление

1) неуместное употребление канцеляризма;

2) неудачное употребление омонимов;

3) нарушение лексической сочетаемости;

4) речевая избыточность;

5) речевая недостаточность;

6) неточность словоупотребления;

7) употребление рядом или близко друг от друга в предложении однокоренных слов (тавтология)

8) использование диалектизмов

1) Бедная Маша находилась  в состоянии усталости после командировки.

2) По движению поэтического чувства мы безошибочно узнаём Цветаеву.

3)  Интеллект играет большое значение.

4)Последнюю свою автобиографию писатель пишет в последние годы жизни.

5)Родительское собрание состоялось в 5 часов.

6) Я обращаю большое внимание на развитие своего интеллекта.

7)  В рассказе Тургенева «Муму» рассказывается о Герасиме, главном герое произведения.

8)  А волченята эти такие забавные, с очень смешными мордочками

 

Частотность использования элементов народно-разговорной речи.

Диалекты

Жаргоны

Просторечие

 15 %

25 %

20 %

В связи с исследованием в нашей школе среди учащихся 5-11 классов был проведён социологический опрос. Ребятам было предложено 3 вопроса:

1. Знаете ли вы, что такое литературный язык?

2. Владеете ли Вы в совершенстве нормами литературного языка?

3. Волнуют ли Вас чистота и богатство русского языка? Ваши предложения по защите родного языка.

Ответы превзошли ожидания. К сожалению, с отрицательной направленностью. Было опрошено 214 учащихся 5-7 классов.

Социологический опрос

 Среди предложений, которые составили 51% при ответе на 3-ий вопрос анкеты, были такие:

  • изучать классическую литературу;
  • посещать лингвистические кружки;
  • искоренять бескультурье, начав с себя;
  • наказывать сквернословящих денежными штрафами;
  • в школах внедрять уроки культурологи;
  • увеличить количество уроков русского языка;
  • проводить лекции по культуре речи на предприятиях для рабочих и служащих, для родителей на родительских собраниях;
  • установить контроль за периодической печатью и речью дикторов телевидения и радиовещания;
  • в учебное время проводить часы просмотра образовательных программ по культуре речи.

А также:

  • прекратить изучать русский язык, так как всё бесполезно;
  • сквернословия не избежать, так как «такие» слова украшают речь;
  • от меня ничего не зависит;
  • об этом должно заботиться Министерство образования.

Тестирование учащихся на знание литературных норм русского языка.    Предложенные задания:                                       

1. Поставьте ударение в следующих словах:

Облегчить, красивее, средствами, километр, звонят, баловать, добыча, копировать, инструмент, формировать, каталог, договор, документ, эпилог, хвоя, квартал, алфавит, торты, тосты, цемент.

2. Поставьте ударение в каждом слове:

понять – понял – поняли – поняла

занять – занял – заняли – заняла

создать – создал – создали - создала

3.Вставьте в предложения слово тюль в нужном падеже.

Пришли в магазин за --------------------------      для занавесок.

На окне висит красив…--------------------------------------.

Мы купили пять метров бело… ------------------------------.

4. Закончите предложения, вставив слова профессор, инженер в нужной форме, поставьте ударение.

Среди преподавателей были---------------------------;    На заводе работают------------------------;

5. Вставьте нужные слова (класть, положить) в следующие предложения:

Строитель быстро ………кирпич.

Я уже ……книгу на стол. 

Дети, …… все книги на стол.

Дети, не нужно сюда ничего …….

6. Подчеркните правильное слово:

Мальчик (надел, одел) шапку и пальто. Как ты быстро (одеваешься, надеваешься).

Сестра (надела, одела) младшего брата. Дети, все (оденьте, наденьте) пальто.

7. Каким будет окончание имен существительных в родительном падеже множественного числа, запишите слова:

апельсины-……………………..,      лимоны- ………………………,

помидоры - ………………………,  баклажаны - ……………………,

яблоки - …………………...... ,         полотенце - ……………….............,

рельс - ………………………….,      курица - …………………………..,

кочерга- ………………………….,   блюдце - ………………………….,

сапоги - …………………………..,   носки -…………………………

Анализ проведенного тестирования: в диаграмме указаны проценты положительных (правильных) ответов  в соответствии с номерами заданий.

Вывод по результатам исследования: можно отметить низкое качество владения фонетическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка учащимися 5-7 классов. Необходима целенаправленная систематическая работа учителей по формированию навыков владения нормами литературного языка в письменной и устной речи.

Форма входа

Copyright Малуха Наталья Петровна, г.Ливны © 2017 24 8

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на maluha-np.moy.su обязательна.

Используются технологии uCoz