Вторник, 24.10.2017, 08:40
Сайт Малухи Натальи Петровны,
учителя-словесника
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 


За чистоту и богатство языка

(инновационный проект)


 

 

 Малуха Наталья Петровна,

 учитель русского языка и литературы

 

Родная речь - Отечеству основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово -
Великий Святорусский наш язык
.

Иеромонах Роман

 


Берегите чистоту языка как святыню!

Русский язык так богат и гибок,

что нам нечего брать у тех,

кто беднее нас.

И.С. Тургенев

 

Круг пользователей. Проект разработан для учителей-словесников в рамках участия в региональном эксперименте «Оптимизация гуманитарного образования в Орловской области».

 Актуальность и обоснование значимости проекта:

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, логично, образно, умение завладеть вниманием слушателей – своеобразная характеристика культурного человека, вызывающего симпатию  окружающих, способного адаптироваться в обществе. Все мы знаем, насколько важна культура речевого поведения для хорошего востребованного специалиста. Без сомнения, формирование грамотной речи зависит от многих факторов: семьи, культуры воспитания, окружения и, конечно же, образования, желания личности самосовершенствоваться.

Однако, несмотря на вполне благополучную обстановку, в последнее время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не  у одних специалистов. Проблемы языка давно уже вышли за рамки филологии и встали в ряд с другими общедуховными проблемами общества, речь  становится не только средством коммуникации, но и мощным энергетическим зарядом, оказывающим скрытое воздействие на  психику человека и  весь окружающий мир.

Косноязычие, небрежность, неточность в подборе слов для выражения мысли поразительны, мы употребляем слова, даже не задумываясь об уместности их употребления.  На страницы периодической печати, массовой литературы, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие нелитературные средства: кусок, стольник, лимон, зеленые, баксы, отмывать и т. д. Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова: тусовка, тусоваться, разборка, беспредел. Популярным у молодежи стало слово "безумно”, не всегда правильно отражающее смысл: "торт безумно вкусный”, "фильм безумно трогательный”, "она мне безумно приятна”. В той же роли выступает слово "совершенно”: "совершенно дешевые билеты”, "совершенно прекрасное время”. Не менее яркой чертой сегодняшнего языкового развития можно считать и засорение речи заимствованиями. Заимствования стали не просто модными словечками в речи школьников: сленг (жаргон), паблисити (реклама),  шоу (зрелище), дисплей (экран), хит (шлягер), а необходимыми…   Что остается говорить о любимом многими учащимися «контакте», дающем возможность свободного общения в онлайне? Да, это интересно, однако, если сокращенные слова, удобные для быстрого общения, использовать в устной, а то и в письменной речи, по меньшей мере, у слушателей вызывает недоумение. Да и как понять слова «мя», «тя», «лю», часто употребляемые детьми? Разве в нашем языке недостаточно  ясных, чистых слов, понятных каждому человеку, которые не требуют замены? Больно за то, что невидимое, на первый взгляд, увлечение, сокращение слов, небрежное их использование приводит к бескультурью, обеднению словарного запаса, умалению достоинства личности…

Вот почему  актуальной становится проблема сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, возможность использования его художественных средств для развития культуры общества. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за неправильных  действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

И наиболее важная роль в этом отводится школе…

Цель проекта: через урочную и внеурочную деятельность показать пути совершенствования речемыслительной способности, коммуникативных умений и навыков учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развития готовности  к речевому самовыражению.

Задачи проекта:

- проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сохранения чистоты, лексического богатства  русского языка;

- выявить значимость понятия «русский литературный язык», нормы языка для развития культуры речи учащихся;

       - разработать пути педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по формированию интереса учащихся к проблеме чистоты и богатства родного языка;

- выявить и описать технологические этапы процесса формирования ценностного отношения к родному языку, морально-нравственного самосознания через урочную и внеклассную деятельность;

- разработать рекомендации для родителей по воспитанию осознанного отношения детей к повышению культуры речевого общения.

Гипотеза: если через уроки русского языка и литературы, внеурочную, воспитательную  деятельность пропагандировать точность, гибкость, красоту русского языка, умение использовать его эмоциональные, выразительные,  развивающие возможности   в изучении  других предметов,  то это повлияет на развитие личности, формирование и обогащение ее духовного мира, жизненного и эстетического опыта.

Используемые методы в реализации проекта:

Организационная диаграмма

 

Ι этап

Изучение проблемы

           Как нам известно, русский язык является одним из богатейших языков, созданных человечеством за его многовековую историю. Исследователи утверждают, что его словарный фонд составляет свыше 200 000 слов. Словарный же состав таких великих людей, как А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, по заявлению исследователей их творчества, составляет порядка 20 000 слов. А словарный запас обычного человека с высшим образованием в среднем – 2000 слов. Не надо быть математиком, чтобы подсчитать, что мы используем лишь малую толику того айсберга, именуемого русским языком. В связи с этим возникает весьма правомерный вопрос: зачем же мы, используя в общении с окружающими лишь незначительную часть словарного фонда, искусственно обедняем свою речь, добровольно отказываемся от использования многообразия и красоты нашего  языка? Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. Еще Ожегов писал: «Что такое культура речи?.. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».

         Понятие «культура речи» и близкое к ней понятие «культура языка» возникают в 1920-е годы в связи с появлением новой русской интеллигенции и с общей послереволюционной установкой на то, чтобы «массы» «овладевали рабоче-крестьянской (пролетарской) культурой», важной частью которой была борьба за «чистоту русского языка». Обычным термин «культура речи» становится после войны: в 1948 выходит книга Е. С. Истриной «Нормы русского литературного языка и культура речи», а в 1952 году создаётся сектор культуры речи Института русского языка АН СССР и его возглавляет С. И. Ожегов, под редакцией которого с 1955 по 1968 г. выходят непериодические сборники «Вопросы культуры речи». Этому понятию посвящены теоретические работы В. В. Виноградова 1960-х годов, Д. Э. Розенталя и Л. И. Скворцова 1960—1970-х годов, в это же время появляются попытки отграничить его от термина «культура языка» (под которой предлагают понимать прежде всего свойства образцовых литературных текстов).

            Культура речи в понимании ведущих теоретиков подразумевала не только теоретическую дисциплину, но и определённую языковую политику, пропаганду языковой нормы: в ней решающую роль играли не только лингвисты, но и педагоги, писатели, «широкие круги общественности». Просветительская деятельность в области языковой нормы носила в СССР весьма широкий характер: велась передача всесоюзного радио «В мире слов» (с 1962), детская передача «Радионяня», выходил телевизионный альманах «Русская речь» (с 1967). Свою обеспокоенность состоянием русского языка в 20 веке не без юмора выразил Е. Весник в «Оде русскому языку»:

                  О, прелесть русской речи чистой!

О, бедный мой язык родной,

Кто не глумился над тобой –

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,

ПравЫ, сочуйствовать, подклЮчить»

Ну, ладно б жулик, или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

«ОсУжденный и инцидент,

БлагА, сочуйствовать, оглУпят»

Ну, ладно б только бюрократ,

Но журналист, но депутат

Язык недавно исказили.

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верной

Пора не нАчать, а начАть

Язык наш очищать от скверны

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!

В 1991 году прошла конференция «Русский язык и современность», на которой, несмотря на неудовлетворённость речевой компетенцией носителей русского языка, был выдвинут следующий тезис: «Современная речевая ситуация не является критической, не свидетельствует о гибели языка, а отражает типичные черты языка 20-х годов и основные тенденции его развития». Но так ли это? После 2000 года в большинстве российских школ появился новый предмет - культура общения, который изучает как культуру речи, так и смежные, внеязыковые аспекты общения. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного языка.

Существующие нормы:

1. Орфоэпические

а) произношение – регулирует выбор акустических вариантов или чередующихся фонем.

б) нормы ударения

2. Грамматические

а) словообразование – выбор морфем, их размещения и соединения в составе одного слова.

б) морфология – выбор морфологической формы слова.

3. Лексические – словоупотребление.

4. Письменный язык – орфография, пунктуация.

5. Стилистические.           

            Новые нормы русского языка, вступившие в силу 1 сентября 2009 года, вызвали настоящую бурю эмоций у филологов. Учителя в растерянности: им теперь самим придется переучиваться. Лингвисты сомневаются: язык, конечно, должен меняться, но таким ли образом? Вот неполный список нововведений.  Заключать можно и договОр, и дОговор. Причём - как по срЕдам, так и по средАм. Ну и уж совсем удивительное - двойное ударение в слове "йОгурт". Или "йогУрт".  Впрочем, несмотря на то, что возможны оба варианта, многие до сих пор считают: то, какой вариант выбирает человек, говорит о его воспитании. "В образцовой речи это слово следует употреблять только в мужском роде. Это такая своеобразная лакмусовая бумажка. Кто употребляет слово кофе в среднем роде, может быть, человек не очень культурный", - отмечает Михаил Штудинер, доцент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.


Форма входа

Copyright Малуха Наталья Петровна, г.Ливны © 2017 24 8

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на maluha-np.moy.su обязательна.

Используются технологии uCoz