Вторник, 24.10.2017, 08:37
Сайт Малухи Натальи Петровны,
учителя-словесника
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лекция

«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ –

 ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ

 ДУХОВНОГО МИРА УЧАЩИХСЯ»

   В будущем России образование

 не должно отделяться

от духовного воспитания…

            И. Ильин

Будущее России принадлежит нашим детям.  Какими они станут – честными, справедливыми, гуманными, милосердными или корыстными, самолюбивыми, чёрствыми –  зависит от нас, учителей-словесников.  Я убеждена в том, что сегодня, в 21 веке, именно учитель литературы и русского языка, работая с художественным текстом, имеет возможность говорить о духовно-нравственных ценностях, живительным источником которых всегда для русского человека являлось православие. Не понимать роли христианства, когда в течение тысячи лет именно под воздействием православия происходило формирование русского национального характера и изучать произведения русской классики, не принимая духовных корней, которые её всегда питали, - значит изучать литературу ради самого предмета. Поэтому уроки литературы для меня становятся неиссякаемым источником духовного приобщения учащихся к слову. Именно русская классическая литература, её лучшие произведения помогают человеку в любом возрасте обрести духовные ценности, понять себя. На мой взгляд, человеческая душа – это Вселенная, а произведения художественной литературы – это способ выражения Души. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.       

К сожалению, современным детям художественную литературу заменили виртуальные, компьютерные игры, видеофильмы и многое другое. Теперь, для того  чтобы знать новости и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Отсюда низкая читательская активность учащихся, нежелание думать, размышлять над прочитанным текстом. Ребёнок подменяет духовность общим кругозором, не восполняя пробелов в своём нравственном развитии. Безусловно, возвращение к духовным истокам как источнику, мощному импульсу в развитии личности, помогут учащимся почувствовать потребность духовной красоты, служения ей через художественное слово. Начинать нужно с себя. Если учитель не ограничивает свои уроки механическим воспроизведением материала учебника, а находится в постоянном творческом поиске, много читает сам, может вызвать интерес детей  одной лишь мыслью, удачно подобранной фразой из текста (заметьте, не только из программного материала), тогда, я думаю, учитель сможет разбудить внимание ученика, повысить интерес к чтению.

На каждом уроке стараюсь создать  атмосферу нравственного погружения. Для этого использую  эпиграфы, афоризмы, притчи, высказывания великих людей, благодатны в этом отношении мысли философов, в каждом слове которых бездна мудрости народа. Например, высказывание немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Читать – значит думать чужой головой, вместо своей собственной» вызвало у восьмиклассников неожиданную дискуссию: чем хороша одна голова, а если две? Обязательно ли для подтверждения своих мыслей прибегать к чьей - либо помощи? Как связано чтение с процессом мышления? Почему,  читая, необходимо думать?                    Цель моих уроков – воспитать читателя, думающего, способного размышлять, высказывать свою точку зрения, не бояться быть непонятым. Отсюда новое качество формирования духовности – умение слушать. Слушаем себя, других, слово становится связующим звеном в познании мира. Слушаем классические произведения в исполнении мастеров художественного чтения, артистов, музыкальное сопровождение усиливает эмоционально-нравственную сторону восприятия текста. Читаю сама, не торопясь, вдумчиво (выразительно и с явным удовольствием), пытаясь дойти до души каждого. Также читаю свои любимые эпизоды, по ходу чтения комментирую и спрашиваю мнение детей. Удовлетворение получаю, когда вижу детские глаза, задумавшиеся, чуткие, сопереживающие благотворному авторскому слову. «Никогда никакими силами вы  не заставите читателя познать  мир через скуку. Читать должно быть интересно»,- так великий гуманист  А. Н. Толстой сформулировал основное правило развития читательского интереса.                             

Классическая литература впитала в себя наиболее важные особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.  На уроках приглашение учащихся к разговору о духовности происходит через тексты Н.С. Лескова «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Дурачок», Л.Н. Толстого «Три смерти», «Исповедь», И.А. Бунина «Чистый понедельник», К.Г. Паустовского «Телеграмма», А.И. Солженицына «Матренин двор» и других.                       Произведения Н.С. Лескова, выдающегося нашего земляка, раскрывают красоту души русского человека, его самобытность и миросознание, соединяющее воедино ум, веру, любовь, целомудрие и стремление к истине, к духовности. Сколько гордости у школьников вызывает описание местности Ливенского района мастером слова в повести «Несмертельный Голован»: «… до лежавшего на  их пути села Крутого. Здесь был в то время очень опасный спуск с одной горы и тяжелый подъем на другую, и потому случались разные происшествия с путниками: падали лошади, переворачивались экипажи и прочее в этом роде. Село Крутое непременно надо было проследовать засветло, иначе надо заночевать, а в сумерки никто не рисковал спускаться». Гордость и узнавание этого места в сегодняшнее время вызывает  сожаление о неустроенности родного края.                    

Еще одним элементом, развивающим читательский вкус, является творческое воображение. С. Я. Маршак писал: "Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель”. Учителям-словесникам советую регулярно проводить  работу с поэтическим текстом, чтобы дети были «талантливыми читателями». Такие учёные, как Ф.И. Буслаев, Н.Ф. Бунаков, А.Х. Востоков, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, К.Д. Ушинский видели необходимость обращения к поэтическому тексту не только на уроках литературы, но и русского языка. Именно поэзия оказывает духовно-эстетическое воздействие на учащихся, повышает эмоциональность урока, эффективно реализует функциональный подход  при изучении языковых явлений и, конечно же, вызывает интерес учащихся к чтению художественной литературы.  Работа с поэтическим текстом на уроке русского языка показывает изобразительные возможности  слова в новом, авторском, значении, преобразует привычное его восприятие. Думаю, что поэтический и прозаический текст – это интегративная единица, восприятие которой находится на стыке многих отраслей знания: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, философии, литературоведения, истории и других наук. Изучая текст, дети обогащают свой культурный багаж, формируют собственные представления о разных сторонах жизни, совершенствуют нравственное чувство. Речевая среда, создаваемая при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать нравственный потенциал ребенка, если текст обладает определенными качествами. Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание, но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус.                              

В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится все: и отбор слов, и порядок расположения этих слов, и интонация, и то, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения, начинают даже звучать по-новому.  Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру, духовные ценности народа. Мне близка концепция методиста  В. А. Никольского, который считает: «Раз художественная литература воздействует и на воображение и чувство читателя, и на его понятия, то и среди методов и приемов преподавания различаем методы и приемы эмоционально-образного постижения произведений художественного слова и методы и приемы истолкования этих произведений». Хочется  отметить среди предлагаемых им  методов и приемов, которые я эффективно использую на своих уроках,  следующие: выразительное чтение учителя, заучивание наизусть,  пересказывание и художественное рассказывание, досказывание произведения, художественное иллюстрирование.                                      

Но одних только уроков литературы и русского языка недостаточно для формирования потребности учащихся к духовному совершенствованию. Поэтому после уроков погружение в чтение продолжается: планирую внеклассную деятельность в сотрудничестве с классными руководителями, психологом, библиотекарем. Провожу  совместные классные часы со школьным психологом на морально-этические темы («Духовное и физическое совершенствование» для учащихся в 8 классе). Дети с удовольствием выступают на читательских  конференциях, где имеют возможность продемонстрировать результаты своих научных изысканий, учатся логически рассуждать и спорить. Читательские конференции разнообразят занятия, способствуют развитию самостоятельности, кругозора, выявляют читательский вкус. При подготовке к конференции я провожу анкетирование, которое поможет выяснить, какую книгу ребенок хотел бы предложить для чтения и обсуждения в классе; какую роль он отводит себе в подготовке конференции. Формы проведения читательских конференций разные: турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча. Например, после прочтения рекомендуемой мною повести Альберта Лиханова  «Благие намерения» была проведена читательская конференция в 8 классах. Эпиграфом для неё стали слова из произведения: «Плакать от собственной боли нетрудно, труднее плакать от боли чужой». Школьников, принявших участие в обсуждении, затронула тема современного сиротства, поднятая автором почти 30 лет назад. Альберт Лиханов – писатель, который тревожил души читателей, указывал на нерешенные  проблемы, проблемы нравственного характера. Учащиеся вместе с героями этого произведения открыли для себя боль и счастье страдания, сострадания, помощи самым дорогим и беззащитным в каждом обществе – детям-сиротам. Ребятам вместе пришлось решать такие вопросы: Что не позволяет уснуть совести? Как борется добро со злом? В чем мера добра? А сам автор говорит о повести так: «Скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых и о том, что нет, не благими намерениями вымощена дорога в ад, а лишь намерениями неисполненными».       

Чтобы разнообразить свою работу в развитии интереса к чтению,  использую уроки по технологии театральной педагогики. Они представляют собой художественно-педагогическую деятельность, сотворчество учителя и детей по разработке одной темы несколькими видами искусств, где дети осваивают материал через игру, сопереживание и акт воплощения.

Школьный библиотекарь – тоже человек увлечённый, который помогает мне (и как учителю, и как классному руководителю) при подборе текстов художественных произведений, при проведении внеклассных мероприятий: это и час общения в 5 классе «Спешите делать добрые дела»; литературный вечер в 6 классе «Ум и дела твои бессмертны»; литературный час в 8 классе «Вокруг портрета» («Я вам жить завещаю, - что я  больше могу…», к 95-летию со дня рождения В.А. Твардовского); театрализованный диспут в 6 классе «Планета маленького принца»  (к юбилею Сент-Экзюпери).                                                                                                                                Хотелось бы отметить особую роль родителей в развитии детского интереса к чтению. Основная мысль, которую я пытаюсь донести родителям: возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве. Обязательно провожу  на родительских собраниях тестирование родителей с целью выявления их читательского интереса, узнать о наличии  в их домашней библиотеки литературы о нравственности, духовности. Для этого провожу тематические родительские собрания. Например, собрание по теме «Экология души», на котором родители узнают, что «духовность – это тончайшая энергия, связывающая человека с Высшим миром».  Знакомлю с содержанием курса внеклассного чтения, с книгами, раскрывающими психологические, личностные особенности развития детей подросткового возраста. Например, для семейного чтения рекомендую прочитать родителям повести Ю. Вяземского «Шут», П. Дашковой «Питомник», В. Железникова  «Чучело», В. Крапивина «Бронзовый мальчик», А. Лиханова  «Благие намерения», И. Орлова «Долгое возвращение», А. Подлевских «Улыбка», В. Распутина «Нежданно-негаданно» и обсудить эти произведения вместе с детьми. В возрасте 13-14 лет многие дети не находят взаимопонимания со своими родителями в связи со сложностями личностного самоопределения ребенка в общении. Семейное чтение поможет найти общую тему для разговора, оценить поступки ребёнка и взрослого, посмотреть на свои проблемы во взаимоотношениях иначе.  Поэтому обсуждение прочитанной совместно книги только сблизит детей и родителей, поможет сделать их отношения  доверительными. Я как классный руководитель и как учитель помогаю направить их интересы, даю рекомендации для чтения: это и перечень произведений, и вопросы для обсуждения после прочтения книг. (Смотри приложения.) Для стимулирования читательского интереса наиболее активные семьи в конце каждого учебного года награждаю грамотами. Результаты радуют. Так, например, ученик 8 «Г» класса, Булыгин Дмитрий, в 2008г. получил диплом в г. Орле в наименовании «Самая читающая семья года». Без личного примера учителя, я считаю, невозможно вызвать  интерес к чтению, поэтому с удовольствием хожу с детьми в библиотеку, наблюдаю за проявлением их читательского интереса, вместо выбираем книги, пытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы: как завоевать доверие сверстников, нужно ли верить и во что, причины возникновения конфликтов и другие, затрагивающие формирование нравственных качеств зарождающейся личности.                                       Научить ребенка мыслить, рассуждать, разбудить в нем чувства и желание творить – это, нам мой взгляд, самое заветное желание любого учителя. Профессия учителя русского языка и литературы – особенная, именно она в большей степени, чем другие педагогические специальности, воздействует на душу ребенка, формирует потребность «счастливого прикосновения к слову» через работу с текстом художественного произведения, раскрывающего богатые возможности для духовного самосовершенствования.


 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Буслаев Ф. И.  Учебная книга русской словесности. – Москвитянин, 1845.

2.      Водовозов В.И. Опыт исторической грамматики русского языка. Учебное пособие для преподавателей. Москва. – Русск. слово, 1859.

3.      Лесков Н.С. Повести. Рассказы. - М., Художественная литература, 1973.

4.      Лиханов  А.А. Благие намерениях. - М., Современник,  1985.

5.      Маршак С.Я. Избранные письма. Собрание сочинений, т.8. Художественная литература,  М., 1972.

6.      Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. — М., 1971.

7.      Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения т. 3,  М.,  1981 г.

8.      Шопенгауэр А. Жизненный путь и судьба философии. Полн. собр. соч. Т.4.

Форма входа

Copyright Малуха Наталья Петровна, г.Ливны © 2017 24 8

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на maluha-np.moy.su обязательна.

Используются технологии uCoz