Вторник, 24.10.2017, 08:39
Сайт Малухи Натальи Петровны,
учителя-словесника
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Исследовательская работа

«Методика изучения речи родного края»

Цель исследования:

            показать влияние особенностей родной речи на формирование навыков культурной речи учащихся и значимость изучения говоров, которое способствует духовному, патриотическому воспитанию личности;

освоить разные формы, методы и приёмы работы с учащимися по изучению речи родного края.

Обоснование и методика работы.

           Язык является важнейшим средством общения людей. Одно из непременных свойств языка – его развитие вместе с развитием того общества, той группы людей, к которой он принадлежит.

            Характерные особенности языка – средство общения и постоянное развитие – являются исходными положениями для методики его изучения.

            Для обучения языку недостаточно понятия только языка. Параллельно с ним постоянно должно присутствовать понятие речи. Если язык – это система, имеющая в распоряжении общества средств общения, то речь – это работающий, действующий язык, а точнее – часть необходимых языковых средств, привлечённых для создания высказывания.

            Имея в виду соотношение «язык – речь», следует сделать такой методический вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи, то есть умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации.

Учитель оценивает способность учащегося выразить себя, свои мысли, своё отношение к действительности в устной и письменной форме; учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

            Речь учащихся должна быть правильной, точной, выразительной, но в речи детей допускаются ошибки, и по-прежнему одной из самых распространённых ошибок является употребление диалектизмов.

            Изучение особенностей речи родного края очень важно и актуально как для преподавателей русского языка и литературы, так и для учащихся общеобразовательных учреждений. Наличие многих ошибок в речи школьников можно объяснить влиянием диалектов, которые прочно вошли в речь по причине того, что провинциальный город Ливны находится относительно далеко от культурных центров России, а большую часть малочисленного населения Ливен составляют, в основном, приезжие из близлежайших сёл, деревень и районов, с уже укрепившимися особенностями речи.

            В качестве примера возьмём предложения из устной и письменной речи учащихся 5 класса.

1)     А волченята эти такие забавные, с очень смешными мордочками. (Здесь мы видим появление особого суффикса у существительного множественного числа «волченята» – суффикса -ен-.)

2)     – Сколько время? – спросила я у прохожего.

– Восемнадцать часов, – ответил мужчина, отвернувшись от меня. (А в данном случае разносклоняемое существительное «время», наоборот, утратило суффикс

-ен- .)

3)     «Ляжь на своё место!» – строго приказал я Джеку. И пёс покорно поплёлся в будку.                (Были обнаружены некоторые особенности, связанные с тем, что по-другому образуется повелительное наклонение глагола. Это можно объяснить отсутствием в говорах исторических чередований.)

            Исходя из вышесказанного, диалектный и литературный языки необходимо рассматривать в своеобразной оппозиции. Для этого надо проводить сопоставительный и сравнительный анализ данных литературного языка и диалектов. Это ,без сомнения, повысит орфографическую и орфоэпическую грамотность школьников, уменьшит количество ошибок в устной и письменной речи учащихся.

            От уровня владения родным языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию, самосовершенствованию своего духовного начала.

            Учащихся необходимо познакомить с особенностями диалектов в области фонетики, синтаксиса, морфологии и лексики.

Фонетические особенности говоров

1)     [г] взрывной, который иногда может выпадать: [де] – где, [тада] – тогда, [када] – когда.

2)     Наличие твёрдых долгих шипящих: [прашай] – прощай, [ишо] – ещё, [вешы] – вещи.

3)     Твёрдость конечных губных шипящих: восем – восемь.

4)     Утрата гласного и стечение согласных: у ветрнара – у ветеринара.

5)     Произношение [ш] вместо [ч] («шепелявость»): шайная – чайная, нишо – ничего, спушу – спущу.

6)     [г] взрывной произносится как [г] фрикативный.

7)     Яканье (аканье) в предударном слоге после мягких согласных и шипящих: тяпло, без шасти, не повязу.

 

                          Синтаксические  особенности

1)             Употребление деепричастия в роли сказуемого: он не вымывши.

2)             Частотное использование неполных простых предложений: двои о пояс (двое по пояс мне); на Тиму (на реке Тим).

Форма входа

Copyright Малуха Наталья Петровна, г.Ливны © 2017 24 8

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на maluha-np.moy.su обязательна.

Используются технологии uCoz