Вторник, 24.10.2017, 08:42
Сайт Малухи Натальи Петровны,
учителя-словесника
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Элективный курс

«Фразеологизмы в различных стилях речи»

для 9-х  классов

18 часов

Пояснительная записка

            Фразеология – величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. В ней, как в зеркале отражается история и культура народа, многовековой опыт его трудовой и духовной деятельности, его нравственные ценности. Религиозные воззрения и верования. Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа, она самым непосредственным образом связана с культурой речи.

Важность изучения фразеологии обусловлена чрезвычайно высокой активностью, особенно в последнее десятилетие, употребления идиом в русской речи (как в устной, так и письменных формах), вызванной социально-политическими изменениями в России, отменой идеологической цензуры на литературу и прессу, свободой слова. Правильное понимание произведений художественной и публицистической литературы становиться затруднительным (а порой и невозможным) без знания наиболее употребительных фразеологических оборотов. Большой интерес к изучению этого раздела лингвистической науки проявляют и сами учащиеся на уроках русского языка.

Цель данного курса – познакомить с наиболее употребительными фразеологическими оборотами русского языка и помочь учащимся использовать их в устной и письменной речи разных стилей.

Научить видеть фразеологизмы в литературно-художественном, научном, публицистическом, официально-деловом, разговорном стилях речи, предупредить стилистические ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов, уметь работать с лексическими единицами разных стилей – задача элективного курса.

Программа элективного курса рассчитана на 18 учебных часов.

 

 

Цели и задачи: в ходе изучения курса учащиеся смогут

§        получить представление о семантических, эмоционально-экспрессивных, грамматических и стилистических свойствах фразеологизмов, синтаксической роли в предложении;

§        овладеть нормами употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

§        научиться определять особенности употребления фразеологических оборотов в текстах разных стилей;

§        продолжить формирование умений и навыков работы со словарями.

Формы и методы работы.

                        Преподавание данного курса основано на использовании эффективных методов, форм и средств обучения. Предпочтение отдаётся активным и интерактивным формам обучения. Это работа с документами, текстами художественных произведений, статьями из российских газет и журналов, составление опорного конспекта, составление и анализ таблиц, проведение исследования, выполнение творческих заданий. Формы обучения: лекционно-семинарские занятия, практикумы, зачёт; индивидуальная, групповая работа, дающая возможность осуществить личностно - ориентированное обучение.

                        Основной метод обучения – проблемно-рефлексивный. Одна из главных задач учителя – создание мотивационной ситуации для активной деятельности учащихся, которая поможет реализовать интерес к данному курсу.

Следующая таблица демонстрирует вариант разноуровневых заданий.

Фразеологизмы в разных стилях речи

Предлагаемые задания, вопросы для обсуждения

1.      Фразеология – один из разделов лингвистической науки.

Что такое «фразеологические единицы»? Что есть общего у слова и фразеологизма? Чем отличается  фразеологический оборот от слова? Какими особенностями обладают фразеологизмы, являясь частью словарного состава русского языка? Какова их синтаксическая роль в предложении? Пополняется ли в настоящее время словарный состав русского языка фразеологизмами?

2.      Устойчивые сочетания в русском языке. Крылатые слова, пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания, цитаты – особый пласт в системе языковых единиц.

Можно ли отнести к фразеологизмам крылатые слова, поговорки, пословицы и т.д.? Семантические и грамматические группы фразеологических оборотов и других сочетаний слов (крылатые слова, пословицы, поговорки, афоризмы…)

3.      Сферы речевого общения.

Указать наиболее важные признаки функциональных стилей: основные стилевые черты и характерные особенности. Определение стиля.

4.      Фразеологизмы разговорного стиля.

Какие фразеологические обороты используются русскими людьми при встрече со знакомым человеком? Какие фразеологизмы являются добрыми пожеланиями, а какие недобрыми словами в чей-либо адрес? Какие выражения являются грубыми, невежливыми, не соответствующими этикету? С какими пометами встречаются фразеологизмы разговорного стиля? Фразеологические обороты речевого этикета.

5.      Фразеологизмы научного стиля.

Относится ли к фразеологизмам большая группа словосочетаний, представляющих специальные термины из различных отраслей науки, техники, культуры?

6.      Фразеологизмы официально-делового стиля.

Найдите в тексте фразеологизмы, отметьте их неудачное использование, постарайтесь объяснить характер ошибок. Исправьте предложения, устраняя ошибки в словоупотреблении, укажите характер каждой ошибки: непонимание значения слова, смешение паронимов, тавтология, употребление слова с несоответствующей экспрессивно-стилистической окраской и т.д.

7.      Фразеологизмы публицистического стиля.

Какие фразеологизмы русского языка используются в газетах при описании политических событий? Какие фразеологизмы обозначают отсутствие перспективы, прогресса в переговорах? Какие фразеологические обороты употребляются при описании экономических проблем? Какие образные выражения, используемые в прессе, характерны для книжного стиля речи?

8.      Фразеологизмы литературно-художественного стиля.

Подберите фразеологические обороты – синонимы, антонимы, паронимы. Какие фразеологические обороты русского языка описывают внешность человека? Какими фразеологизмами обозначают место, а какими расстояние, направление? Какие из указанных в тексте фразеологических оборотов русского языка называют момент речи, а какие период времени, отрезок времени? Какие из фразеологизмов являются по стилистической  характеристике нейтральными?

9.      Словари.

Какие фразеологические словари вы знаете? Расскажите о них. Ознакомьтесь со словарными статьями фразеологических словарей. Нахождение фразеологизмов, знакомство с их лексическим значением, стилевыми чертами.

10.   Итоговое занятие. Творческая работа.

Отработать знания, умения и навыки, полученные в период прохождения курса в форме создания творческих работ. Написать разные по стилю тексты, используя фразеологизмы.

                    

                     Практическая направленность элективного курса состоит в специальном отборе дидактического материала, который представляет собой статьи из российских СМИ, отрывки из художественных произведений, включенных в школьную программу, учебных статей, учебников, докладов, документов, законов, деловых бумаг, а также создание участниками собственных учебных работ (рисунков, таблиц, творческих работ, презентаций и т.д.).


Форма входа

Copyright Малуха Наталья Петровна, г.Ливны © 2017 24 8

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на maluha-np.moy.su обязательна.

Используются технологии uCoz