Вторник, 24.10.2017, 08:39
Сайт Малухи Натальи Петровны,
учителя-словесника
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

ΙIΙ этап

Пути педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по формированию интереса учащихся к проблеме чистоты и богатства родного языка.

 

 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса

И.С. Тургенев

Если человек не допускает ошибок в про­изношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака: богатство, точность и выразительность. Пока­зателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие ис­пользуемых морфологических форм и синтак­сических конструкций. Точность речи — это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основ­ную мысль. Выразительность создается с по­мощью отбора языковых средств, в наиболь­шей мере соответствующих условиям и зада­чам общения.

Высокий уровень речевой культуры — не­отъемлемая черта культурного человека. Перед нами, учителями русского языка и литературы, стоит трудная проблема в оказании помощи учащимся для совершенствования их речи, чтобы человек испытывал трепетное и уважительное чувство к своему родному языку, ценил его красоту  и благозвучность.

Для решения этой проблемы намечены следующие формы работы

                               I.      Использование на уроке образцов русской классической литературы в качестве основы для функционального анализа.

                             II.      Словарные диктанты.

                          III.      Уроки культуры речи.

                          IV.      Работа с текстами разных стилей с целью уместности употребления норм русского языка.

                            V.      Внеклассная работа.

                          VI.      Работа с родителями.

 

I. Использование на уроке образцов русской классической литературы в качестве основы для функционального анализа.

Авторы текстов художественного стиля, которым отдаётся предпочтение на уроках русского языка:

1) Художественный стиль -  творчество И.С. Тургенева, Д. Мамин-Сибиряка, К. Паустовского, В. Астафьева.  Нельзя забывать о том, что анализ художественного текста не простое растолковывание содержания, а объяснение функциональной роли композиционных особенностей текста и языковых средств в конкретном случае.

Например, при анализе стихотворения И.С. Тургенева «Гроза промчалась» мы обращаем внимание учащихся на то, как умело использует художник палитру цветов для создания своей картины:

- Какого цвета краски использует Тургенев?

- Обратите внимание на еще одно цветовое слово, использованное автором - «обагрены»? (Оно высокого стиля, образовано от слова обагрить, т.е. окрасить в багровый цвет)

- Почувствовали ли вы уместность употребления выражения «обагрены живительным дождем»?  Какой фрагмент пейзажной зарисовки оно вызывает?

2) Публицистический стиль – творчество  Д. Гранина, Ю. Нагибина, Ф. Достоевского.

 

II. Словарные диктанты для учащихся 5 класса

(орфоэпические, лексические, использование в речи паронимов, фразеологизмов, омонимов)

 

Задание 1. Орфоэпический диктант: выписать слова в три столбика: 1 – с ударением на 1-ом слоге, 2- во 2-ом, в 3 – в 3-ем слоге: случай, столяр, портфель, звонит, средства, километр, ремень, цыган, партер, красивей.

Задание 2. Лексический диктант: указать лексическое значение записанных слов.

Задание 3. Уточнить значение прилагательных, подобрав к ним нужное существительное.

Низкий, низменный; болотный, болотистый; соседний, соседский; великий, величественный; молодой, моложавый.

Задание 4. «Объяснить разницу» – работа с парами паронимов  (представить – предоставить, одеть надеть, экономный – экономичный, развиваться – развеваться).

Задание 5. Выписать вначале лексические омонимы, а затем омоформы.

Лейка («сосуд») – лейка («фотоаппарат»), постой (существ.) – постой (глагол), стекла (род. пад. существ. стекло) – стекла (глагол), кран (водопроводный) – кран (подъёмный), выдержка («цитата») – выдержка («самообладание»), мечи (мн. число от меч) –мечи (глагол), рой (существ.) – рой (глагол).

Задание 6. Найти в предложениях фразеологизмы. Заменить их антонимами.

1. Наша команда опять одержала победу. 2. Жили мы с братом душа в душу. 3. Дел у него было непочатый край. 4. Товарищ мой был не из храброго десятка.5. Лагерь этот находился от нас в двух шагах.

III. Уроки культуры речи.

Задание для 9 класса. Определить уместность использования данных оборотов:

1)      Ты повернёшь своё лицо

Под свежий ветер улицы.

2)      И ты в душе моей, как ёлка,

Живёшь зелёною всегда.

3)      Женские руки,

Сильны, незлобивы.

Какою тяжёлой дорогою шли вы?

Задание для 6 класса.   Отредактировать предложения:

1)      Я ездию в деревню на каникулы.

2)      Марина сказала: «Ты неправильно жгёшь листья».

3)      Учащиеся задерживались в школе, но всё же решили задачу.

4)      Дети оплатили проезд и стали смотреть  в окно.

5)      Мы ложили книги на стол.

6)      Бежи ко мне скорей!

7)      Ляжь на диван.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          


Уместность употребления норм русского языка в текстах разных стилей.

Задание для 9 класса. Указать стилистическую окрашенность синонимов в следующем тексте художественного стиля:

            Горизонты.

Уста и губы – суть их не одна.

И очи – вовсе не гляделки!

Одним доступна глубина,

Другим… – глубокие тарелки.     (А. Марков.)

IV. Внеклассная работа

направлена на формирование надлежащего отношения к русскому языку как к государственному языку Российской Федерации, сохранение его самобытности, богатства и чистоты.  

Девиз: «Русскому языку – нашу любовь и заботу!»

Ø      проведение праздников «Да здравствует День славянской письменности и культуры!» и «Мы славим великий русский язык»

Ø       научная конференция «Русский язык - культурное, духовное и историческое наследие России»

Ø      Селищевские  чтения

Ø      выставка «Как наше слово отзовется: от чистого истока»

Ø      концерт «Жизнь языка»

Ø      олимпиады по русскому языку

Ø       акции «Мы говорим по-русски», «В начале было слово…», форум  «Здоровое поколение – грамотное поколение»

Ø      конкурс «Знатоки русского языка», конкур «Литературное творчество»,

Ø      путешествие в историю письменности «Слов драгоценные клады»

Ø      турниры за звание лучшего читателя.

Ø      стенгазеты «У истоков русского языка», «Моя малая родина», «Я знаю русский язык»

Ø      круглый стол «Актуальные вопросы русского языка и культуры речи» 

Ø      изучение темы «Употребление фразеологизмов в публицистической речи» с целью выявления закономерностей и характерных особенностей употребления фразеологизмов в языке СМИ                                                                                    

V. Работа с родителями.   Девиз: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие».

1.      Проведение совместных праздников, выставок, концертов.

2.      Привлечение родителей к проведению мероприятий, посвящённых русскому языку: акциям, чтениям, выставкам, конкурсам и концертам.

3.      Участие родителей в празднике «Я познаю родной язык»


Форма входа

Copyright Малуха Наталья Петровна, г.Ливны © 2017 24 8

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на maluha-np.moy.su обязательна.

Используются технологии uCoz