Вторник, 24.10.2017, 08:38
Сайт Малухи Натальи Петровны,
учителя-словесника
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Позвольте представиться!

 

 

Я, Малуха Наталья Петровна, имею высшее образование, окончила Орловский государственный педагогический университет в 1996 году по специальности филология, получила квалификацию учителя русского языка и литературы  с правом преподавания истории.

Мой стаж работы 14 лет, из них 5 лет работаю в МОУ лицей им. С.Н. Булгакова города Ливны Орловской области. Имею высшую квалификационную категорию. Моё педагогическое кредо: «Желание служить благу должно быть потребностью души, условием личного счастья». (А.П. Чехов)
 
Если вам интересно, позволю себе продолжить...

Мне 36… Это много или мало? Если рассматривать с позиции приобретённого жизненного опыта, то, конечно же,  слишком мало. А если сравнить с прожитым отрезком жизни моего младшего сынишки, которому недавно исполнилось три года, –  целая вечность.

Я счастлива, что  за эти годы многому научилась и научила… Мне дороже именно слово «научила», потому что я сумела передать свои знания другим: своим ученикам, своей дочери. Безусловно, дойдёт очередь и до сына. Когда думаю о детях, вспоминаю слова своей мамы, именно мамы, а не матери (до сих пор стесняюсь при ней произносить слово «мать»), это известная русская пословица: «Дерево и учитель познаются по плоду». Этой жизненной позиции придерживались все члены её семьи и передавали из поколения в поколение. А для шести членов такого огромного семейства эти слова стали их составляющей педагогической философии: Раисы Анисимовны, Нины Анисимовны, Евдокии Анисимовны и Ольги Ивановны, Раисы Ивановны, Александра Ивановича. Я горжусь родными сёстрами и братом бабушки и дедушки, ведь им приходилось работать в трудное для нашей страны послевоенное время; и они делали всё возможное, чтобы их ученики жили счастливо, чтобы им было легко учиться. Нам, учителям, хорошо известно, что «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю, тем легче ученику».

            Ещё будучи студенткой, во время прохождения практики в 5 классе, я заинтересовалась литературно - творческим развитием детей. И здесь мне помогли слова М.А. Рыбниковой «от маленького писателя – к большому читателю», которые стали одним из основополагающих принципов моей работы. Я пришла к выводу, что процесс становления авторской позиции в детском творчестве – это последовательный и неуклонный переход ребёнка-автора на точку зрения другого. Маленького писателя нужно научить смотреть на мир не «из себя», а «из другого». На мой взгляд, ребёнок должен видеть и внешнюю сторону описываемого образа, и глубину психологического пространства. Отсюда и требование ко всем литературным творческим опытам детей: герой должен быть собой, поступать и говорить так, как это свойственно только ему – с опорой на абсолютно индивидуальные физически-чувственные особенности, характерные для этого образа. И моя задача как учителя русского языка и литературы – помочь ребёнку совершить нелёгкий переход от внешнего изображения, поведения, поступка к внутреннему миру, к передаче состояния героя, порой сложного и динамически изменчивого. И когда в творческой работе учащихся 5 или 6 класса встречается герои действия, с одной стороны; с другой – он открыт читателю с точки зрения внутренней мотивации поступка, называя и выражая непосредственно своё эмоциональное состояние, озвучивая свои мысли (устами рассказчика-повествователя или рассказчика-героя), я испытываю настоящее чувство радости. Ведь успешность моих учеников – это и есть мой учительский успех. Педагогу нельзя забывать крылатую фразу Ф. Ларошфуко «Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать», поэтому мне приходится находиться в постоянном поиске эффективных технологий, методов и  приёмов, помогающих раскрытию творческих способностей детей.

Чтобы были хорошие плоды у учителя, очень важно заинтересовать ребёнка своим предметом. И тут же возникает вопрос: «А что влияет на появление этого интереса?» Все, начиная от внешнего вида учителя, его улыбки и взгляда  и заканчивая умением строить учебный процесс, предугадывать успех ученика. И еще для учителя и ребенка важно: эмоциональная, насыщенная переживаниями жизнь в языке не должна «умереть» под влиянием сухого  преподавания известных истин и правил…

Сравнительно легко пробудить интерес к предмету, труднее руководить процессом развития интересов, продумывая новые направления, ассоциации, стимулирующие активность познавательных процессов, связанных с ощущением и развитием волевых, эмоциональных процессов. На моих уроках русского языка, литературы дети часто путешествуют в сказочные предметные царства. Урок становится творческой лабораторией учителя, где разыгрывается очередной сценарий, тот, который связан с мастерством учителя, современными технологиями обучения, методами и приемами обучения. Фантазия, творческая выдумка учителя и, конечно, профессионализм, понимание внутреннего мира ребенка, его чувств, потребностей, желаний – все это одна из составляющих развитой мотивации обучения. А другая – развитие индивидуальных способностей учащихся, воспитание в семье, общая культура ребенка, его досуг, друзья. И здесь для меня важно, чтобы каждый ребёнок был хорошим человеком, добрым, честным, трудолюбивым, любил и уважал себя и окружающих, учился жить в обществе.

«Душа, исполненная чувства, есть величайшее совершенство…» - эти слова И.Канта, на мой взгляд, определяют смысл преподавания русского языка. Значит, за мыслью – состояние преисполненной чувства души. Оно-то и порождает событие мысли. А роль учителя сводится к тому, чтобы развить это состояние и подтолкнуть мысль к появлению чувства.

В итоге обучение, на мой взгляд, должно  проходить по методике двойной стимуляции мотивации: по пути развития индивидуальных способностей учащегося и по пути совершенствования методики преподавания, использования педагогических инструментов, дающих результат в обучении. При этом внешние условия создания развивающей среды (авторский стиль учителя, способ изучения знания, условия формирования знания) стимулируют определенные действия ученика (творческая деятельность, продуктивность усвоенного знания, проявление личностных качеств).

Подобный подход существенно влияет на методику преподавания любимого предмета и определяет ориентиры моей работы:

- в практику преподавания внедряется компетентностный подход в обучении;

- усиливается коммуникативная направленность школьного курса;

-  внедряется личностно-ориентированное обучение, что позволяет реализовать уровневый подход;

- актуальным становится изучение русского языка (или литературы) во взаимосвязи  различных предметов.

Показателем развития мотивации обучения может стать любое открытие в мире знаний, совершённое учеником, даже вот такой отрывок размышлений семиклассницы: «Огромно и таинственно мироздание, ты входишь в него со страхом и трепетом – маленький и хрупкий. В тебе самом сотни миров: свой, внутренний, мир твоих предков и область неопознанного. Ты опускаешься на землю, и снизу даже одуванчик кажется маленькой вселенной. Ты видишь, что солнечное тепло и свет, буйство красок, льющиеся отовсюду звуки, тонкие волнующие запахи одинаковы для всех без исключения. Ты ощущаешь бесконечную любовь и благодарность. Хочется узнать окружающий тебя мир. Нужны проводники, ими могут стать родители, учителя, умные книги, произведения искусства. Они указывают ориентиры, определяют путь познания мира и себя. Прикосновение к этим знаниям увлекает душу, зовет ее вверх, делает крылатой. Пока твоя душа парит, ум дотошно все анализирует». Ради таких открытий и стоит совершенствовать свой профессиональный уровень, искать новые пути обучения, развивающие мировоззрение ученика и дающие ему возможность осознать себя в мире, и  не задумываться о быстротечности времени…

Форма входа

Copyright Малуха Наталья Петровна, г.Ливны © 2017 24 8

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на maluha-np.moy.su обязательна.

Используются технологии uCoz